В нашем храме божественная литургия, за которой можео причаститься Святых Христовых Тайн, совершается каждое воскресенье, во все праздничные и некоторые другие дни, обычно с 8-00. Более подробно, смотрите расписание богослужений. Исповедаться можно накануне, после вечернего богослужения, или в сам день причастия, в 8-00.
Таинство Причастия – прививка от смертиВ советские годы полагалось считать, что никакой «души» у человека не существует – есть только тело и какие-то психологические процессы в нём, и если их основательно изучить, то научный материализм окончательно восторжествует. Но подавляющее большинство населения планеты всё-таки далеки от подобных теорий и прекрасно знают, что человек состоит не только из тела, но и из духа, души. Вот и христиане верят, что мы существуем только в совокупности этих составляющих – ведь невозможно назвать живым человеком ни холодный труп, ни лишившуюся тела душу умершего. Смерть, как всем очевидно, убивает нас, лишает целостности, и трагедия смертности тем более страшит людей, что в глубине души у каждого есть живое чувство – мы были созданы, чтобы никогда не умирать… Христиане верят, что после смерти состояние человека будет определяться тем, как он прожил земную жизнь, – и размышляя о возможном блаженстве после смерти, кто-то из мудрых сказал, что в рай нельзя войти поодиночке. Иными словами, если человек живёт эгоистично и при этом надеется узнать, что такое любовь к Богу и к людям, – то у него, скорее всего, ничего не получится. Спасением христиане называют преодоление пропасти между человеком и Богом, возвращение человека к тому состоянию, для которого он был задуман – к вечному счастью, которое даёт только любовь, или, как ещё говорят – к вечной жизни.
Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Ее пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку. Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись. Можно сказать и так – все, что мы можем дать Богу (пост, молитва, свечи, научиться вере, жертва …) – мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире, и так принадлежит Ему. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия, вокруг Чаши с Причастием. Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Установление Богом Таинства Причастия.
Богослужение, на котором совершается Таинство Причастия – называется литургия. (греч. литóс – общественный и эргон – служба). Если в других общественных богослужениях (утрени, вечерни, часов) Господь Иисус Христос присутствует только Своей благодатью, на Литургии Он присутствует всецело Своими Пречистыми Телом и Кровью.
Достойно и недостойно «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» – пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам.
Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно причащение. Исповедь перед Причастием — не только благочестивая традиция, но и реальная помощь человеку для очищения души. Кроме того, это возможность непосредственно пообщаться со священником о самом главном. Как часто причащаться?
Стоит стремиться к тому, чтобы причащаться как можно чаще. Чувство недостоинства — не повод для уклонения от Причастия. Редкое причащение, пишет в своей книге «Святая святым» замечательный богослов ХХ века протопресвитер Александр Шмеман, возникло, по единодушному свидетельству отцов Церкви, из небрежения, но вскоре «стало оправдываться псевдодуховными доводами о, якобы, недостоинстве и было постепенно принято как норма». Как подготовиться? 1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся, для того чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки». 2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. 3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причатия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супруженской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника. 4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии — Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный — предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресеные дни. 5. Пост перед Причастием. Практика этого поста разная. От 7, 3 дней, до полной его отмены. Скажем так – чем реже Причастие, тем больше дней поста накануне. Если причащаться еженедельно – достаточно календарных постов в среду и пятницу. Опять же, лучше оговорить это со священником лично. 6. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ от 1969 года, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов. То есть, если вы после полуночи выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию — это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании. Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для больных – лучше заранее оговорить со священником что и когда кушать 7. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. О исповеди можно ознакомиться здесь. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди. 8. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение “канон ко Святому Причастию и молитвы ко Святому Причащению” — вечером либо утром перед литургией. Пройдя по ссылкам вы увидете церковно-славянский текст молитв с переводом их на русский язык. Здоровому человеку рекомендуется прийти накауне в храм на вечернее богослужение. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему – благочестивая традиция и остается на усмотрение духовника. 9. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений. Возвращение домой
С каждым всё происходит по-своему, и, конечно, очень лично (даже интимно). Но обычно, если человек добросовестно готовится – то есть не только все молитвы «вычитает», но и желает встречи со Христом, – конечно, Господь даёт ему почувствовать, что Встреча состоялась. И это словами уже не объяснить никак… Но бывает, что человек и совершенно ничего не чувствует – может, именно потому, что он специально хотел что-то чувствовать. Господь как бы говорит: «Ты хотел не только Меня, а ещё и каких-то религиозных переживаний? Не надо, это лишнее». Так что не следует ожидать экстаза или какого-то «вознесения духом», лучше больше думать о том, как не утратить тот дар, который уже вручен. Но тогда что же, в сущности, происходит с человеком в сам момент причащения и после? Господь говорит в Евангелии: без Меня не можете делать ничего (Ин15:5). Что это значит? Землю копать, к примеру, или каким-то другим образом трудиться мы вполне можем, конечно. Но вот исполнять заповеди Христа мы без Него Самого не можем. Сотворчество Бога и человека осуществляется через то, что мы принимаем в себя Христа, и вместе с Ним начинаем творить заповеди, жить ими. Совместно с Богом мы начинаем творить в себе смирение, любовь, милосердие, мы становимся живыми в полном смысле этого слова. Причащение – это ещё и единственное подлинное воспитательное средство. Когда христианин чувствует, что Бог от него уходит, – для него это всё равно, что потерять самого близкого человека, всё равно, если из двух влюбленных один теряет другого. Это трагедия, и ничего другого в такой момент просто не существует – все мысли лишь о том, как возвратить ушедшую любовь. Так и тут: если общение с Богом пресекается – человек только и ищет, как вернуть Бога в своё сердце… А на нашем уровне лучшее средство вернуться домой, к любящему Отцу – это, конечно же, для начала не просто порядочная или честная, но ещё и деятельная нравственная жизнь по Евангелию. И уже как итог – причащение Христу. Самые простые и прекрасные вещи, на самом-то деле. |